История

16 февраля 2012 г. исполнилось тридцать девять лет со дня выхода Постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 “О мерах по повышению безопасности полетов гражданской авиации”, в соответствие с которым наряду с другими мероприятиями Министерству гражданской авиации и Министерству обороны предписывалось в период 1973 – 1980 г.г. создать в стране Единую систему управления воздушным движением (ЕС УВД СССР) гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени.

Районные центры организовывались на основе РДП (МГА) с использованием существовавших в то время средств наблюдения и отображения за воздушной обстановкой, а зональные на основе КП

объединений (ВВС). Главный центр дислоцировался в г. Москве. Создание ЕС УВД СССР осуществлялось в два этапа. На первом этапе (1973 – 1978 г.г.) центры были организованы в Европейской части страны. Второй этап подразделялся на четыре очереди, в процессе которых в Закавказье и на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане, а также на Севере и Северо-Востоке страны в период с 1978 по 1982 г.г. были созданы и введены в строй другие центры Системы.

Таким образом, с начала 1983 г. ЕС УВД стала функционировать на всей территории страны и включала в свой состав один Главный, двадцать зональных (с учетом вспомогательных) и сто восемьдесят девять районных центров (также с учетом вспомогательных). Функционирование Системы обеспечивали более 40000 гражданских специалистов (в том числе специалистов ЭРТОС) и около 5000 военных. Общее руководство по решению вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием Системы было возложено на Межведомственную комиссию ЕС УВД (МВК EC УВД).

Со временем, в результате более эффективного использования маршрутов спрямления воздушных трасс

и дополнительных (экономичных) эшелонов полетов, не включенных в Перечень ВТ СССР, значительно возросла экономия топлива при использовании ВС. Значительно активизировались работы по совершенствованию структуры воздушного пространства страны, в результате чего протяженность воздушных трасс возросла более чем в 1,6 раза (с 215560 км до 345000 км), более чем в 2 раза увеличилось количество маршрутов спрямления воздушных трасс, что составило 9570 км, и почти в 2,5 раза – участков трасс (222720 км) с эшелонами до 12100 км.

Вместе с тем анализ изменения этих показателей в середине 80-х годов выявил тенденцию их стабилизации. Это означало, что Система уже исчерпала свои возможности и в дальнейшем по мере увеличения интенсивности воздушного движения не сможет эффективно решать поставленные перед ней задачи.

Основной причиной создавшегося положения явился ведомственный принцип организации ЕС УВД, планирования ИВП и УВД, вследствие чего военные и гражданские секторы центров при рассмотрении вопросов использования воздушного пространства зачастую решали их в “своих” интересах. В наибольшей степени это относилось к военным секторам центров, т.к. они были главенствующими в вопросах использования воздушного пространства. Для устранения такого

положения в 1990 г. вышло Постановление Правительства № 430  “О дальнейшем совершенствовании ЕС УВД страны”, в котором ставилась задача: “Образовать единый государственный орган (Государственную комиссию по ИВП и УВД при Совете Министров – “Госаэронавигацию СССР”), возложив на него решение организационных вопросов по совершенствованию ЕС УВД путем перехода от ведомственных принципов ее организации и функционирования к вневедомственным, а в последующем и практическое руководство Системой”.

Решение указанной задачи должно было быть проведено в несколько этапов с окончанием реорганизации в I квартале 1992 г. Эта работа активно осуществлялась до 1991 г. пока не произошел распад страны, вследствие чего ЕС УВД СССР была разделена на ряд систем, принадлежащих суверенным национальным государствам.

В следствии произошедшего распада страны, ЕС ОрВД Российской Федерации осталась крупнейшей в мире по объему обслуживаемого воздушного пространства, в котором она организует его использование в целях обеспечения потребностей воздушных перевозок, авиационных работ, а также обороны и безопасности нашего государства.

Важное значение для формирования такой структуры гражданской части Единой системы имело Постановление Правительства № 403 – 93 г. “О модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации”, в котором предписывалось обеспечить в установленном порядке выведение из состава предприятий ГА подразделений, осуществляющих функции организации ИВП и УВД в стране и образовать на их основе унитарные государственные предприятия.

Приказом Министерства транспорта РФ от 06 апреля 1994 г. № 27 «По вопросу создания Государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» предписывалось, что Государственное предприятие «Северо-Западный региональный центр по обслуживанию воздушного движения» – «Сев-Запаэроконтроль» является объектом федеральной собственности, а директором предприятия был назначен Мелешко Юрий Васильевич.

В свою очередь, приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 1994 г. № 79        «О совершенствовании организационной структуры системы ИВП и УВД» было предписано утвердить Перечень региональных предприятий по ИВП и УВД. Таким образом, с этого момента было утверждено Государственное предприятие «Северо-Западный региональный центр по обслуживанию воздушного движения «Сев-Запаэроконтроль», как предприятие по обеспечению ИВП и организации УВД на Северо-Западном регионе страны.

В интересах построения рациональной структуры государственного управления гражданской авиацией и воздушным движением был издан “Указ Президента РФ № 382-96 г. “О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации” и принято постановление Правительства № 583-96 г. “Вопросы Федеральной авиационной службы России”. Этим постановлением в целях повышения безопасности и

регулярности полетов, а также в интересах формирования единой хозяйственной системы УВД и регулирования ИВП предписывалось создать Федеральное унитарное предприятие по ОВД – “Государственная корпорация по ОВД” и ее дочерние предприятия.

В целях формирования единой системы ОВД, приказом ФУП Госкорпорации по ОВД в РФ от 24 декабря 1999 г. № 75 «О создании Государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Северо-Запада» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» было поручено директору ГП «Сев-Запаэроконтроль» провести мероприятия по созданию ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада».

В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения»,             с 04 июня 2003 г. создается филиал «Аэронавигация Северо-Запада» ФУП «Госкорпорация по ОВД».

Первоначально, в состав филиала «Аэронавигация Северо-Запада» входили следующие филиалы:

  1. Вологодский филиал (Вологодская область, г. Вологда)
  2. Апатитский филиал (Мурманская область, г. Апатиты)
  3. Великолукский филиал (Псковская область, г. Великие Луки)
  4. Калининградский филиал (Калининградская область, г. Калининград)
  5. Новгородский филиал (Новгородская область, г. Великий Новгород)
  6. Мурманский филиал (Мурманская область, пос. Мурмаши)
  7. Петрозаводский филиал (Республика Карелия, г. Петрозаводск)
  8. Псковский филиал (Псковская область, г. Псков)
  9. Всеволожский филиал (Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Ковалево)

Вологодский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 22 апреля 1994 г. № 1. Директором филиала был назначен Примаченко Н.П.

История создания центра уходит в далекие 40 годы 20-го столетия, когда в Вологде за селом Прилуки был построен аэропорт с одновременным формированием авиационного  подразделения, предназначенного для организации воздушного сообщения с районами Вологодской области

Период с 1980 по 2002 г.г. был периодом наиболее интенсивного развития центра в плане оснащения новым оборудованием, строительством зданий и сооружений. Вводились в эксплуатацию новейшие для своего времени средства радиолокации и радионавигации, аппаратура цифровой обработки и отображения РЛИ, средства радиосвязи и проводной электросвязи.

Апатитский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 14 июня 1995 г. № 25. Директором филиала был назначен Румянцев О.А.

В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий в филиале, его упразднении и присоединении к Мурманскому центру ОВД.

Великолукский филиал, как государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению «Аэросервис» было основано на базе аэропорта Великие Луки и зарегистрировано 15 сентября 1993 г.

Великолукский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» берет свое начало с 2000 года, когда на основании приказа генерального директора «Сев-Запаэронавигация» от 24 августа 2000 г. № 7 был создан филиал. Директором был назначен Орлов В.И.

Период с 1993 по 2005 г.г. был периодом наиболее интенсивного развития центра. В эти годы было построено здание учебного центра и оборудовано средствами дистанционного обучения специалистов службы движения, спроектировано и построено здание центра, реализован проект оснащения Великолукского центра комплексом АС УВД «ТОПАЗ», спроектирована, построена и оборудована трассовая радиолокационная позиция двойного назначения.

В 2005 году, в соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в состав центра вошел Псковский центр ОВД.

История развития службы движения Калининградского авиапредприятия берет начало сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году на базе Кёнигсбергского аэропорта «Девау».

Период с 1984 по 1994 г.г. был насыщен различного рода событиями в истории предприятия и службы движения Калининграда. Прекратил свою работу аэродром «Девау» как аэродром ГА и был преобразован в аэродром РОСТО. Диспетчерский состав службы полностью осуществлял руководство полетами только на аэродроме «Храброво».

С 1993 года аэропорт Калининград «Храброво» стал международным и в этом же году был образован Калининградский РЦ, таким образом, закреплен суверенитет России на небольшом участке воздушного пространства Балтики.

Международные переговоры по разделению воздушного пространства над нейтральными водами восточной части Балтийского моря, которое оставалось за Рижским РЦ  носили характер длительный и трудный. Каждое из прибалтийских государств постсоветского пространства  претендовали на свой «кусочек» воздуха, в том числе и Россия, представленная Калининградской областью.

Переговоры проходили под патронажем Европейского Бюро ИКАО, участием ИАТА, Евроконтроля, ЕКГА. В итоге в 1998 году к Калининградскому РЦ было присоединено воздушное пространство над открытыми водами Балтики.

Калининградский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» был создан на основании приказа генерального директора «Сев-Запаэронавигация» от 08 января 2003 г. Директором был назначен Антипин Г.В.

Новгородский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 18 января 1995 г. № 3. Директором филиала был назначен Григорьев А.А.

В соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада»                   от 18 декабря 2006 г. № 379, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала.

Мурманск филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 01 февраля 1995 г. № 7. Директором филиала был назначен Дубовиков А.Н.

В 2005 году, в соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в состав центра вошел Апатитский центр ОВД.

Бо́льшая часть территории Мурманского центра ОВД расположена над бассейном Северного Ледовитого океана (сектор «Океанический») и занимает площадь около 2 440 000 кв.км по меридиану с запада от 30º до 120º на востоке и от северного полюса до Арктического побережья России.

Петрозаводский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 21 сентября 1994 г. № 10. Директором филиала был назначен Кузьмин С.Н.

Зоной ответственности Петрозаводского центра УВД было определено воздушное пространство в административных границах республики Карелия.

Объекты центра находились в аэропортах Пески (РЦ, КДП МВЛ, радиобюро, трассовый первичный радиолокатор), в аэропорту Бесовец (ДПСП, СДП, АДП, РСП, ОСП с двух направлений посадки) и радиолокационная позиция Беломорск (трассовый первичный радиолокатор, ВРЦ без права УВД).

01 октября 2000 года Петрозаводский центр УВД был преобразован в Петрозаводский филиал ГУДП (государственное унитарное дочернее предприятие) «Сев-Запаэронавигация» и так далее была череда переименований до настоящего момента – Петрозаводский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

В 2010-2011 гг. по программе оптимизации структуры были упразднены диспетчерские пункты КДП МВЛ Пески и АДП Бесовец, а также переведено на дневной регламент работы радиобюро.

В 2011 г. функции РЦ из Петрозаводского центра ОВД были переданы в Санкт-Петербургский центр ОВД. Таким образом, сегодня обслуживание воздушного движения над территорией Карелии осуществляется Санкт-Петербургским РЦ.

Псковский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 28 апреля 1995 г. № 19. Директором филиала был назначен Сумаруков М.С.

В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала.

Всеволожский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 01 марта 2001 г. № 53. Директором филиала был назначен Гайдук А.М.

В соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» от 18 декабря 2006 г. № 379, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала.

Санкт-Петербургский центр обслуживания воздушного движения создан в соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» от 18 декабря 2006 г. № 379. Центр образован в марте 2007 года, после выделения из состава авиапредприятия «Аэропорт «Пулково».